В вопросах могут быть ошибки, читайте: ошибки в билетах. Также рекомендуем: руководство по экзамену в ГИМС

Система ограждения МАМС

Система МАМС (Международная ассоциация маячных служб) — единая система ограждения навигационных опасностей плавучими знаками, принята на конференции Международной ассоциации маячных служб (МАМС) в 1980 году.

Системой МАМС предусмотрено деление Мирового океана на два региона: регион А и регион Б, которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.

Система МАМС состоит из:

1. Латеральная система

Латеральная система навигационного оборудования — система навигационного ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность для плавания. Одна из двух, наряду с кардинальной, систем плавучего ограждения морских или речных опасностей.

Латеральная система используется, как правило, для ограждения продольных судовых ходов, имеющих ярко выраженные стороны. К таким судовым ходам можно отнести фарватеры, морские и речные каналы, полосу судового движения на реках.

В качестве предостерегающих знаков используются бакены, буи, вехи, а также береговые ограждения в виде маяков, створов и береговых знаков.

Движение судов по латеральной системе осуществляется либо между предостерегающими знаками, либо вдоль осевой линии, по которой стоят знаки. Стороны фарватера однозначно привязываются либо к направлению течения на реках, либо к направлению следования с моря.

Международной ассоциацией маячных служб (МАМС) для всего мира приняты два типа латеральной системы, которые отличаются противоположной цветовой кодировкой:

  • Латеральная система типа А («красный слева») — левая сторона: знаки красного цвета, бакены цилиндрической (прямоугольной) формы; правая сторона: знаки белого, чёрного или зелёного цвета, бакены конусной (треугольной) формы. Используется в Европе, в том числе и в России, в Австралии, частично в Африке, преимущественно в Азии, за исключением Филиппин, Кореи и Японии;
  • Латеральная система типа В («красный справа») — цвета знаков полностью противоположны системе А. Используется в Северной, Центральной и Южной Америках, Филиппинах, Корее и Японии.

В России, относящейся к Региону A, цветовое обозначение сторон в морских устьях рек имеет следующий смысл: со стороны моря используется морская латеральная система (при движении с моря — красный слева), а со стороны реки — речная система (при движении по течению — красный справа). Поскольку течение реки направлено в сторону моря, знаки красного цвета всегда обозначают одну и ту же географическую сторону, меняется только расположение цветов относительно наблюдателя при смене направления движения. Границы между морской и речной системами ограждения указываются на картах и в лоциях.

На развилках буй красят в два цвета: сверху — окраска для основного хода, снизу — для второстепенного.

Знаки латеральной системы региона А:

Знак левой стороны фарватера

Огонь: цвет – Кр, характер – Пр 3с

Знак правой стороны фарватера

Огонь: цвет – Зл, характер – Пр 3с

Основной фарватер справа

Огонь: цвет – Кр, характер – Пр (2 + 1) 9с

Основной фарватер слева

Огонь: цвет – Зл, характер – Пр (2 + 1) 9с

2. Кардинальная система

Кардинальная система навигационного оборудования (лат. cardinālis — главный, основной) — система навигационного ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность для плавания. Одна из двух, наряду с латеральной, систем плавучего ограждения морских опасностей.

Кардинальная система используется, как правило, для ограждения обособленных объектов, представляющих опасность для судоходства. Под такими объектами могут пониматься рифы, банки, мели, затонувшие суда и прочие опасности. Кардинальная система чаще используется на открытых водоемах: морях или озёрах.

В качестве ограждающих знаков используются бакены, буи и вехи цветовой расцветки, с установленными наверху указателями в виде двух конусов (в плоскости треугольников) взаимно ориентированных относительно друг друга. В темное время суток на буях включатся огни.

Знаки расставляются относительно сторон света и обозначают с какой стороны следует обойти знак, чтобы миновать ограждаемую опасность.

3. Знаки, ограждающие отдельные опасности

Предназначены для ограждения отдельно лежащих опасностей малых размеров, окруженных со всех сторон глубинами, обеспечивающими безопасное в навигационном отношении плавание.

Опасность считается малых размеров, если она вписывается в окружность радиусом до 100 м. Выставляются над отдельной опасностью малых размеров и указывают: «Стою на опасности, меня можно обходить со всех сторон».

Окраска знака: чёрный буй с красной горизонтальной полосой по центру. Высота красной полосы равна одной трети высоты надводной части буя.

Топовая фигура: два черных шара один над другим.

Цвет и характер огня: белый групповой проблесковый с двумя проблесками в группе. 12 групп проблесков в минуту. Условное обозначение на картах — Пр(2) 5с и оранжевый цвет «рожка» у изображения буя.

4. Осевые знаки, или знаки чистой воды

Осевые знаки, или знаки чистой воды, служат для обозначения оси фарватера или в качестве подходных. Они представляют собой буи сферической или столбовидной формы и вехи с топовой фигурой в виде красного шара. Эти знаки являются единственным типом знаков, которые окрашены вертикальными полосами (красными или белыми).

Огонь: цвет – Бл, характер – Дл Пр 6с

5. Знаки специального назначения

Знаки специального назначения предназначены для обозначения специальных районов или объектов, показанных на картах или описанных в других навигационных документах, например знаки, ограждающие районы свалки грунта, подводные кабели и трубопроводы, обозначающие районы военных учений и зоны отдыха и другие подобные районы.

Знаки специального назначения имеют жёлтую окраску. На знаках может устанавливаться топовая фигура в виде желтого косого креста. Знак специального назначения может иметь любую форму.

Огонь: цвет – Жл, характер – Пр 5с