Узлы
Шлюпочный узел
Шлюпочный узел — применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.
Видео как завязывать шлюпочный узел: https://youtu.be/wcsuC1JBOx4.
Рифовый узел
Рифовый узел — морской связывающий узел для временного связывания. Разновидность прямого узла. Название получил из-за использования при рифлении паруса на парусниках, когда данным узлом завязывают риф-штерты.
Достоинством узла является простота завязывания, хорошая держащая способность и возможность быстро развязать узел под нагрузкой, в случае необходимости.
При рывках прямой узел перекручивается, рисунок его деформируется, и узел постепенно сползает к ходовым концам, создавая угрозу развязывания и обрыва груза. Такое поведение особенно проявляется на синтетических, мокрых и скользких верёвках. Рифовый узел на тросах из синтетических волокон применять также не следует. При использовании синтетических материалов узел — недостаточно надёжен и склонен к сползанию, однако далеко не в той степени, как прямой. Этот узел также не подходит для связывания тросов из разнородных материалов, и концов различного диаметра.
Основные недостатки: ненадёжность; легко ошибиться в завязывании.
Видео как завязывать рифовый узел: https://youtu.be/Ae6_fc41Nlo.
Узел удавка
Бегущий простой узел (англ. Noose — «удавка») — бытовой узел, который использовали ловцы птиц и мелких животных. Для его завязывания использовали конский волос. Узел можно завязать на любой части верёвки. Может быть использован в качестве стопорного узла. Может быть использован для затягивания мешка, связывания тюка, крепления троса. Узел — ненадёжный. В морском деле не применяют.
Видео как завязывать удавку: https://youtu.be/Oad0m3K7SJE.
Беседочный узел
Узел Булинь (англ. Bowline — носовая веревка) или Беседочный узел, — один из основных и наиболее древних узлов общего применения. Незатягивающаяся концевая петля. Иногда именуется «королём узлов» за простоту, универсальность применения и отсутствие явных недостатков.
Булинь известен своим коварством, так как неправильно завязанный узел похож по рисунку на правильный, но вместо этого может развязаться под нагрузкой. Неправильно завязанный - тот, в котором точка приложения нагрузки и одна из боковых веревок перепутаны местами («обхватывающая петля» огибает один из концов петли, а не грузовую веревку).
Булинь работает правильно только если нагрузка на боковые концы петли одинакова. Петля булиня не допускает приложения иной боковой нагрузки кроме основной веревки! Также булинь тянется и требует обязательного применения контрольного узла.
Видео как завязывать беседочный узел: https://youtu.be/jVj4QuEPRSU.
Неправильный прямой (бабий)
Это морской связывающий временный узел, часто применяемый в быту для связывания вместе концов одной верёвки (платка, ленты, тесьмы, ремня, стропы). Является широко распространённым, но при этом — крайне ненадёжным узлом. Для ответственных случаев — неприменим, а там, где от него зависит жизнь и здоровье людей бабий узел — опасен. Полагают, что своё название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головного платка.
Бабий узел представляет собой пару одинаковых полуузлов, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать концы верёвки и потянуть за коренные концы, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по верёвке, скользить вдоль неё («ползёт»). А если его завязать близко от одного из связываемых концов верёвки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнёт, если связываемые верёвки разной толщины. О ненадёжности узла далеко не все знают и продолжают им упорно пользоваться, и это притом, что других несложных узлов более чем достаточно.
Разные названия этого узла отражают его отрицательные свойства: «дурацкий», «салаговый», «ложный». Вместо данного узла следует применять другие, например, прямой узел, отличающийся только тем, что второй полуузел вяжут в другую сторону.
Помимо отрицательных качеств, у бабьего узла есть и достоинства. Моряки применяют его за способность при определённых условиях превращаться во штык. На конце троса делают петлю, ходовой конец которой связывают с коренным бабьим узлом, который до конца не затягивают. Петлю набрасывают на предмет и при рывке за коренную часть бабий узел превращается в простой штык.
Видео как завязывать неправильный прямой (бабий) узел: https://youtu.be/Nj3StPauqIE.
Выбленочный узел
Морской крепёжный промежуточный узел, применяемый в морском деле с единственной целью — создание выбленок на вантах, на что однозначно указывает морское название узла «выбленочный». Состоит из пары полуштыков. Равная тяга должна быть приложена на оба конца троса, выходящих по разные стороны из узла. На тросе из скользкого материала — ненадёжен. Для закрепления один из концов троса может быть провязан дополнительным утолщающим узлом. Для лёгкого развязывания может быть добавлена петля.
Видео как завязывать выбленочный узел: https://youtu.be/B0NJY-i2g7s.
Сплесень
Способ постоянного сращивания концов двух коротких тросов равного диаметра, материала, конструкции в один длинный трос путём переплетения составляющих прядей без излома троса. Полученное соединение при правильном изготовлении имеет более высокую прочность, чем узел. Сплесень применяют для сращивания двух одинаковых по толщине тросов (или концов троса после разрыва), изготовления стропов, штормтрапов. Согласно книге узлов Эшли, узлы, в общем, подразделяют на 4 класса: штыки, соединяющие узлы, утолщающие трос (стопорные) узлы, сплесни.
Видео как завязывать сплесень: https://youtu.be/rnJtI79k2vo.
Штык со шлагом
Морской крепёжный временный узел. Служит для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы. Надёжен. Может быть завязан и развязан под натяжением; уже первый обнос достаточно сильно фиксирует трос на предмете, к которому привязан. Может быть использован для буксировки, крепления шлюпки, крепления груза. Применяли для крепления троса к якорю, потому называли «якорным узлом». Простой штык со шлагом подходит, если толщина огона и троса различаются.
Видео как завязывать узел штык со шлагом: https://youtu.be/0j6BZctlNUA.
Рыбацкий узел
Соединяющий постоянный узел, который используют для постоянного соединения вместе концов двух коротких тросов одинакового диаметра для удлинения в один длинный трос. Состоит из двух простых узлов, завязанных ходовыми концами двух тросов на коренных. Применяют в рыболовстве для связывания рыболовных лесок и для крепления к леске поводков.
Видео как завязывать рыбацкий узел: https://youtu.be/nptsJuvzzFE.
Прямой узел
Морской связывающий временный узел, который завязывают шнурками обуви в быту или тросами в морском деле. Состоит из пары полуузлов, завязанных один над другим в разные стороны. Достаточно надёжен на верёвках из растительных материалов с прихваткой при несильных тягах; на синтетических тросах без прихватки свободных концов — крайне ненадёжен. Связывание двух верёвок разного диаметра данным узлом может привести к тому, что тонкая верёвка под нагрузкой порвёт толстую. Имеет тенденцию к развязыванию, если верёвка не нагружена. Для предотвращения развязывания и проскальзывания узла, на обоих концах необходимо добавить контрольные узлы. Прямой узел используют только для связывания концов одной верёвки, но не концов двух верёвок.
Видео как завязывать прямой узел: https://youtu.be/ZrpgkQxtdEI.
Простая марка
Простую марку делают на концах канатов, предохраняя их от распускания; на концах прядей при сплеснивании канатов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д. Кроме того, простую марку употребляют при разметке, разрубке канатов и для укрепления наложенной на канат трени.
Для наложения марок употребляют тонкий линь, каболку, парусную нитку или мягкую луженую проволоку. Например, на растительные канаты марки накладывают линем или каболкой, на лини — парусной ниткой, а на стальные канаты — луженой проволокой. Чем толще канат, тем более толстые линь или проволоку употребляют при наложении марки. Чаще всего применяют так называемую простую марку: один из концов линя (каболки, нити и т. д.) укладывают вдоль каната в виде петли, затем канат обвивают 12—15 шлагами линя, а оставшийся конец линя пропускают в петлю и с ее помощью затягивают под шлаги марки; свободные концы линя обрезают.
Видео как завязывать простую марка: https://youtu.be/WUBgdMbnZ5Y.
Удавка со шлагом (с полуштыками)
Морской узел, который относят к самозатягивающимся петлям. В морском деле используют при временном креплении троса к плавающим в воде предметам или при накидывании и креплении троса к какому-либо предмету на берегу. Удавку с полуштыками использовали на парусном флоте для буксировки, для крепления стеньг, гафелей, рей. Также использовали для крепления такелажа и швартова. На современном флоте узел используют для такелажных работ и когда есть опасность при использовании металлических строп.
Видео как завязывать удавку со шлагом: https://youtu.be/yO6KovUllxY.
Простой штык
Морской крепёжный временный узел, позволяющий привязать что-либо и затем легко отвязать. В основе узла — колы́шка. Пара одинаковых полуштыков составляют узел, который моряки называют «простым штыком». Выражение «накинуть полштыка» означает добавить к сделанному узлу ещё 1 обнос и перекрещивание ходовых концов вокруг коренного конца троса (то есть, добавить ещё 1 полуштык). В узле «простой штык» делать более 3 полуштыков — нецелесообразно, так как прочность узла, в целом, при большем числе полуштыков не повысится.
Простой штык — широко применяемый в морском деле узел, один из самых простых и надёжных узлов для крепления швартовых за причальные кнехты, битенги, причальные пушки, пал, тумбы.
Видео как завязывать узел простой штык: https://youtu.be/qA0Z8GeNx5U.
Сдвижной (задвижной) штык
Используется для крепления одной веревки к другой, например, веревки, которую используют для уменьшения давления на другую веревку. Данный узел является более безопасным, если груз прикреплен так, что прикрепляющая веревка приблизительно параллельна стационарной веревке.
Видео как завязывать узел сдвижной (задвижной) штык: https://youtu.be/uNpE1RMWPj8.
Прошивная марка (марка с пробивкой)
Марку с пробивкой накладывают на концы снастей бегучего такелажа, причем обычно на каждом конце снасти делают по две марки.
Конец линя (парусной нитки, каболки) укладывают вдоль троса между его прядями и накрывают туго обтягиваемыми 10-12 шлагами. Далее конец линя пробивают под ближайшую прядь троса , проводит поверх шлагов марки в обратном направлении.Пробивают под следующую прядь троса, вновь проводят над шлагами марки и пробивают под прядь и т. д.На конце линя для предохранения марки от распускания завязывают узел - восьмерка.
Видео как завязывать прошивную марку (марку с пробивкой): https://youtu.be/KjXtzxoJ-0A.
Стопорный узел
Узел на ходовом конце троса, где образует утолщение. Предотвращает выскальзывание троса из отверстия, узла, блока. Зачастую используют в «бегучем» такелаже. Стопорные узлы, будучи завязанными на верёвке, позволяют легче удерживать её руками и взбираться по ней ногами. Завязанный стопорный узел на конце троса придаёт ему дополнительное утяжеление и может быть использован в качестве выброски. Часто используют и в декоративных целях. Однако, следует избегать использования стопорного узла на конце троса, чтобы препятствовать самопроизвольному распусканию его на отдельные пряди, для этого особо предназначена марка.
Видео как завязывать стопорный узел: https://youtu.be/OIYrQUSYI4E.
Сваечный узел
Морской временный узел, применяемый в такелажном деле. Используют при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля. Сваечный штык может служить временным стопорным узлом. Сваечный штык без свайки превращается в удавку (бегущий простой узел). Сваечный штык может быть использован для крепления за гак при погрузочных работах.
Видео как завязывать сваечный узел: https://youtu.be/psWb1CjhzwE.
Узел восьмёрка
Широко применяемый стопорный узел. Используется для утолщения троса на конце «бегучего» такелажа, чтобы он не выхлёстывался из шкива блока.
Видео как завязывать узел восьмёрку: https://youtu.be/QFj5HY9uun4.
Брамшкотовый узел
Брам-шкотовый — соединяющий тросовый узел для временного соединения, название которого, также как и шкотового узла, произошло от «брам-шкота» (наименование такелажа). Брам-шкотовый узел — надёжнее шкотового узла, но не крепче. Брам-шкотом растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса, когда ставят брамсели. Шкотовые узлы используют для ввязывания одинарных шкотов нижних парусов, а брам-шкотовые узлы применяют для ввязывания брам-шкотов и бом-брам-шкотов, брам-фалов и бом-брам-фалов, а также брам-гитовых.
Видео как завязывать брамшкотовый узел: https://youtu.be/hMdFq3EJ06A.
Узел штык с обносом
Полусхватывающий штык концом троса на рангоуте, в основе — коровий узел.
Видео как завязывать узел штык с обносом: https://youtu.be/Sxl6PvXFnVM.
Узел рыбацкий штык
Рыбацкий штык (англ. Fisherman's Bend) — морской крепёжный надёжный узел для привязывания якоря к тросу. Применяя узел необходимо всегда прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. Рыбацкий штык похож на простой штык со шлагом, но отличается тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет.
Видео как завязывать узел рыбацкий штык: https://youtu.be/O_I_JvJaevE.
Огон
Постоянная петля на тросе, образованная путём переплетения прядей аналогично сплесню. Также «огоном» называют кольцо из троса, сделанное на его середине или конце. Огоны применяют, в основном, в морском деле. Через огоны могут продевать соединительные скобы при временном соединении двух тросов с небольшой нагрузкой на них (при нагрузке, близкой к максимально допустимой, более предпочтительным является соединение тросов сплесневанием). Огон изготавливают на швартовных тросах, бросательных концах, вантах, штагах, фалах и на многих других снастях стоячего и бегучего такелажа.
Видео как завязывать огон: https://youtu.be/10hK_MLClFo.
Шкотовый узел
Один из основных морских врéменных соединяющих тросовых узлов. Шкотовый узел состоит из колышки и обноса. Старейший из известных человечеству узлов. Найденный археологами фрагмент рыболовной сети, вывязанной шкотовыми узлами был создан чуть более 9000 лет назад. При применении шкотового узла контрольные узлы — обязательны. Надёжно держит, когда на трос приложена тяга. Шкотовым узлом следует связывать верёвки только из одного и того же материала. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не следует, так как он скользит и может выхлестнуться из петли.
Видео как завязывать шкотовый узел: https://youtu.be/2P8eEPw76dY.