Правила государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от 8 февраля 2022 г. N 132
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее соответственно - государственный надзор за маломерными судами, маломерные суда).
2. Государственный надзор за маломерными судами осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды (далее - водные объекты).
3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора за маломерными судами, являются должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам, занимающие должности, включенные в перечень должностей государственных инспекторов по маломерным судам (далее - государственные инспекторы), утверждаемый Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении мероприятий по государственному надзору за маломерными судами, являются:
а) начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации либо лицо, его замещающее;
б) главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
5. Государственные инспекторы при осуществлении государственного надзора за маломерными судами руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в части пользования маломерными судами и настоящими Правилами.
6. Предметом государственного надзора за маломерными судами является соблюдение судоводителями и иными лицами, управляющими маломерными судами, требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами.
7. Государственный надзор за маломерными судами направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пользования маломерными судами.
8. Государственный надзор за маломерными судами осуществляется посредством проведения на водных объектах патрулирования и выставления плавучих постов (далее - мероприятия по надзору).
Патрулирование осуществляется путем систематического обследования водных объектов или их участков должностными лицами органов Государственной инспекции по маломерным судам в назначенных районах или на определенных маршрутах с целью предупреждения, своевременного выявления и пресечения нарушений требований пользования маломерными судами.
Плавучий пост организуется путем выставления на водном объекте или его участке судна Государственной инспекции по маломерным судам с государственным инспектором на борту с целью предупреждения, своевременного выявления и пресечения нарушений требований пользования маломерными судами.
9. При осуществлении государственного надзора за маломерными судами государственные инспекторы имеют право в установленном законодательством порядке:
а) останавливать маломерные суда при выявлении признаков административного правонарушения, а также для проверки документов, подтверждающих право управления и пользования маломерным судном;
б) проводить досмотр маломерных судов без нарушения их конструктивной целостности;
в) освидетельствовать при наличии признаков опьянения лиц, управляющих маломерными судами, на состояние алкогольного опьянения;
г) при отказе лица, управляющего маломерным судном, от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения направлять указанное лицо на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
д) отстранять от управления маломерными судами лиц, не имеющих при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном;
е) доставлять лиц, управляющих маломерными судами, в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным;
ж) задерживать маломерные суда, то есть исключать маломерное судно из процесса пользования путем перемещения его при помощи другого маломерного судна и помещения в специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку);
з) запрещать эксплуатацию маломерных судов при выявлении нарушения обязательных требований, установленных правилами пользования маломерными судами;
и) использовать информационные системы, средства видео-, аудио- и фотофиксации, а также другие технические средства;
к) выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований правовых актов, устанавливающих правила пользования маломерными судами;
л) проводить профилактические беседы в ходе проведения мероприятий по надзору;
м) возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, применять в пределах своей компетенции административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение.
10. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи принимается государственным инспектором самостоятельно.
11. Государственные инспекторы при осуществлении государственного надзора за маломерными судами обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений правил пользования маломерными судами;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, управляющих маломерными судами.
12. Лицо, в отношении которого проводятся мероприятия по надзору, имеет право:
а) давать разъяснения по вопросам, относящимся к мероприятиям по надзору;
б) получать от государственных инспекторов информацию, которая относится к мероприятиям по надзору;
в) знакомиться с результатами мероприятий по надзору;
г) обжаловать решения, действия (бездействие) государственных инспекторов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Планирование и учет мероприятий по надзору
13. Начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации издается приказ, устанавливающий зоны деятельности (ответственности) инспекторских подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, осуществляющих государственный надзор за маломерными судами.
14. План государственного надзора за маломерными судами на следующий календарный год разрабатывается начальником центра Государственной инспекции по маломерным судам главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее - центр), согласовывается с главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и утверждается приказом начальника главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации до 15 декабря текущего года.
15. Годовой план государственного надзора за маломерными судами включает в себя:
а) наименования инспекторских подразделений центра;
б) зоны ответственности, закрепленные за каждым инспекторским подразделением центра;
в) перечень сил и средств, закрепленных за подразделениями инспекторских подразделений центра, для осуществления государственного надзора за маломерными судами;
г) виды мероприятий по надзору, планируемых при осуществлении государственного надзора за маломерными судами;
д) количество мероприятий по надзору, планируемых при осуществлении государственного надзора за маломерными судами;
е) отметку о выполнении мероприятий по надзору.
16. На основании годового плана государственного надзора за маломерными судами начальником центра представляются, а главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации до 25-го числа текущего месяца утверждаются планы государственного надзора за маломерными судами на следующий месяц.
17. Ежемесячный план государственного надзора за маломерными судами включает в себя:
а) наименования инспекторских подразделений центра, осуществляющих государственный надзор за маломерными судами;
б) место проведения мероприятий по надзору (наименование административно-территориальной единицы, наименование водного объекта или его участка);
в) перечень сил и средств, привлекаемых к мероприятиям по надзору;
г) вид мероприятия по надзору;
д) количество планируемых мероприятий по надзору;
е) даты проведения планируемых мероприятий по надзору;
ж) отметку о выполнении мероприятий по надзору.
18. На основании ежемесячного плана государственного надзора за маломерными судами руководителями инспекторских подразделений центра еженедельно (каждый четверг) представляется на утверждение начальнику центра еженедельный план государственного надзора за маломерными судами.
19. Еженедельный план государственного надзора за маломерными судами включает в себя:
а) наименование инспекторского подразделения центра, осуществляющего государственный надзор за маломерными судами;
б) вид мероприятия по надзору;
в) место проведения мероприятий по надзору, маршрут (наименование административно-территориальной единицы, наименование водных объектов или их участков);
г) количество планируемых мероприятий по надзору;
д) дату и время проведения мероприятий по надзору;
е) фамилии и инициалы должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора за маломерными судами, участвующих в мероприятии по надзору;
ж) наименование и номер судна или транспортного средства, используемого для осуществления мероприятий по надзору;
з) особые отметки, включающие в себя информацию о привлечении к мероприятиям по надзору внештатных общественных инспекторов по маломерным судам, волонтеров, дополнительных сил и средств в рамках межведомственного взаимодействия, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
и) отметку о выполнении мероприятий по надзору.
20. В главных управлениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, где штатным расписанием центры не предусмотрены, планирование мероприятий по надзору осуществляется структурным подразделением главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченным на осуществление государственного надзора за маломерными судами.
21. На основании утвержденного еженедельного плана руководитель инспекторского подразделения Государственной инспекции по маломерным судам оформляет и выдает план-задание на проведение каждого мероприятия по надзору (далее - план-задание). План-задание оформляется по типовой форме согласно приложению.
22. После завершения мероприятия по надзору его результаты отмечаются в плане-задании.
III. Организация мероприятий по надзору
23. План-задание находится у старшего (ответственного) должностного лица до окончания мероприятия по надзору.
24. Мероприятие по надзору проводится с привлечением лиц, участие которых предусмотрено планом-заданием.
Перед началом мероприятия по надзору старшим (ответственным) должностным лицом проводится инструктаж по соблюдению участниками мероприятия по надзору мер безопасности, о чем делается отметка в плане-задании.
25. Служебные суда подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, участвующие в мероприятиях по надзору, должны соответствовать схеме окраски, принятой в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с нанесением символики Государственной инспекции по маломерным судам и могут показывать в любое время суток синий круговой проблесковый огонь.
26. При проведении мероприятий по надзору государственные инспекторы должны быть в форменной одежде, иметь нагрудный знак, служебное удостоверение, судовые и судоводительские документы, а также в достаточном количестве бланки необходимых процессуальных документов.
27. Решение об остановке маломерного судна и (или) о подходе к нему принимается старшим должностным лицом, ответственным за проведение мероприятия по надзору. Основанием для остановки маломерного судна и (или) подхода к нему является выявление признаков нарушения судоводителем требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, либо необходимость проверки судовых и судоводительских документов.
О необходимости остановки маломерного судна судоводитель оповещается посредством подачи сигнала, которым является повторяющееся горизонтальное движение флага-отмашки красного или белого цвета в сторону судна, и (или) голосовой команды "Маломерному судну бортовой номер (название) застопорить ход (остановиться, лечь в дрейф, подойти к борту)". С целью привлечения внимания судоводителя дополнительно подаются сигналы судовой сиреной, прожектором и фарой-искателем.
При наличии на служебном судне Государственной инспекции по маломерным судам и останавливаемом маломерном судне судовых радиостанций сигнал об остановке маломерного судна может быть продублирован на соответствующем канале судовой радиосвязи.
28. Остановка маломерного судна и (или) подход к его борту служебного судна Государственной инспекции по маломерным судам производятся вне судового хода в безопасном месте с соблюдением мер предосторожности, в случае непогоды - у берега или причального сооружения в защищенном от ветра и волнения месте. Ответственность за безопасность маневрирования при остановке маломерного судна несет старшее должностное лицо, ответственное за проведение мероприятия по надзору. Проверка судовых и судоводительских документов и проведение административных процедур осуществляются после швартовки маломерного судна у борта служебного судна Государственной инспекции по маломерным судам, причального сооружения либо берега.
29. После швартовки маломерного судна государственному инспектору необходимо:
а) представиться судоводителю либо лицу, управляющему маломерным судном, с указанием своей должности и фамилии;
б) предъявить по требованию судоводителя или лица, управляющего маломерным судном, служебное удостоверение;
в) потребовать от судоводителя предъявить удостоверение на право управления маломерным судном, судовой билет маломерного судна или его копию, заверенную в установленном порядке, и документ на право пользования маломерным судном (при отсутствии на борту собственника маломерного судна);
г) объявить основание для остановки или подхода.
30. Срок взаимодействия государственного инспектора с проверяемыми лицами исходя из конкретной обстановки должен быть минимально необходимым, включая время, требуемое для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
31. С документами граждан при проведении проверки необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами или какими-либо предметами, необходимо вернуть документ владельцу и предложить ему передать документ без денег, ценных бумаг и этих предметов.
Допускается принимать документы, передаваемые для проверки в прозрачной обложке, защищающей от воздействия воды.
32. Государственным инспекторам запрещается принимать от проверяемых лиц материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением тех, которые необходимы для выполнения административных действий.
IV. Оформление результатов мероприятий по надзору
33. По результатам мероприятий по надзору после их завершения старшее должностное лицо, ответственное за проведение мероприятия по надзору, в срок не более 2 рабочих дней составляет отчет. К отчету прилагаются материалы и документы, подтверждающие результаты проверки и принятые меры.
Отчетные документы обобщаются и хранятся в соответствии с утвержденной номенклатурой дел центра или структурного подразделения главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченного на осуществление государственного надзора за маломерными судами.
34. Организация регистрации и учета мероприятий по надзору возлагается на структурное подразделение главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, уполномоченное на осуществление государственного надзора за маломерными судами.