Приказ МЧС России от 23 августа 2023 г. N 885 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях»
Правила аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
I. Общие положения
1. Аттестация на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - аттестация, маломерные суда соответственно), предусматривает систему мероприятий, направленных на определение способности физического лица (далее - заявитель) безопасно управлять маломерными судами.
2. Аттестация осуществляется в отношении заявителя по его заявлению.
3. Аттестация осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которую возложено предоставление государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - подразделение ГИМС МЧС России)1.
4. По результатам аттестации может быть предоставлено право управления:
а) маломерными судами типа:
маломерное моторное судно;
маломерное парусное судно;
маломерное парусно-моторное судно;
маломерное судно на воздушной подушке;
маломерное судно особой конструкции (специфические конструктивные признаки которого обеспечивают альтернативные способы его динамического перемещения);
беспалубное маломерное судно с тяговым двигателем, оснащенным водометом, спроектированное для управления им сидя, стоя или на коленях с расположением людей друг за другом непосредственно на корпусе, а не внутри него (далее - гидроцикл);
б) в районах плавания:
внутренние воды Российской Федерации, на которые требования Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не распространяются (далее - внутренние воды);
внутренние воды Российской Федерации, где судоходство организовано в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - внутренние водные пути Российской Федерации);
внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
5. В зависимости от сведений, представленных заявителем, и в соответствии с итогами аттестации устанавливаются разрешенные для управления заявителем тип (типы) маломерного судна и район (районы) плавания.
6. Документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе (районах) плавания маломерным судном указанного типа, является удостоверение на право управления маломерным судном (далее - удостоверение), которое выдается подразделением ГИМС МЧС России.
7. Замена удостоверений осуществляется в любом подразделении ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица.
------------------------------
1 Подпункт “е” пункта 6 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 08.02.2022 № 132.
------------------------------
II. Проведение аттестации
8. Аттестация проводится в следующей последовательности:
а) проверка документов заявителя, необходимых для проведения аттестации по заявленным типу (типам) маломерного судна и району (районам) плавания (далее - документы);
б) проверка теоретических знаний заявителя по заявленным типу (типам) маломерного судна и району (районам) плавания (далее - проверка теоретических знаний);
в) проверка навыков практического управления маломерным судном типа (типов), указанного (указанных) заявителем, в районе (районах) плавания, указанном (указанных) заявителем (далее - проверка практических навыков).
9. Аттестация для управления маломерным судном в районе ином, чем разрешенный ранее согласно удостоверению, включает проверку документов и проверку теоретических знаний по району (районам) плавания, указанному (указанным) заявителем. Проверка практических навыков заявителя в этом случае не проводится.
10. Заявитель допускается к проверке практических навыков в течение последующих девяти месяцев со дня прохождения проверки теоретических знаний. По истечении указанного срока проведение аттестации прекращается.
11. Выдача (направление) удостоверения взамен ранее выданного (направленного) производится без проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя в следующих случаях:
а) при замене удостоверения в связи с истечением срока его действия;
б) при замене удостоверения до истечения срока его действия (по волеизъявлению заявителя, в случае порчи, утраты удостоверения по независящим от заявителя обстоятельствам);
в) при замене удостоверения в связи с изменением фамилии, имени, отчества заявителя.
III. Проведение проверки теоретических знаний
12. Проверка теоретических знаний заявителя проводится подразделением ГИМС МЧС России по вопросам, сформированным автоматизированной системой (аппаратно-программным комплексом), исходя из тематики проверки теоретических знаний (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам) при аттестации на право управления маломерными судами (далее - экзаменационные вопросы), и состоит из следующих тематических блоков:
а) по типам маломерных судов:
моторное судно;
парусное судно;
гидроцикл;
судно особой конструкции;
б) по районам плавания:
внутренние воды;
внутренние водные пути Российской Федерации;
внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
13. При проверке теоретических знаний заявитель отвечает:
а) на 35 экзаменационных вопросов из тематических блоков по заявленным району (районам) плавания и типу (типам) маломерных судов (в случае проверки теоретических знаний по всем тематическим блокам);
б) не менее чем на 30 экзаменационных вопросов из тематических блоков по заявленным району (районам) плавания и типу (типам) маломерных судов (в случае проверки теоретических знаний по 3 - 6 тематическим блокам);
в) не менее чем на 25 экзаменационных вопросов из тематических блоков по заявленным району (районам) плавания и типу (типам) маломерных судов (в случае проверки теоретических знаний по 2 тематическим блокам);
г) не менее чем на 10 экзаменационных вопросов из тематического блока по району (районам) плавания, указанному (указанным) заявителем (в случае проверки теоретических знаний в районе ином, чем разрешенный ранее согласно удостоверению);
д) не менее чем на 15 экзаменационных вопросов из тематического блока по типу (типам) маломерного судна, указанному (указанным) заявителем (в случае проверки теоретических знаний при аттестации на право управления маломерным судном иного типа, чем разрешенный ранее согласно удостоверению).
14. Экзаменационные вопросы формируются автоматизированной системой (аппаратно-программным комплексом) из расчета не менее 10 вопросов по району плавания, указанному заявителем, и не менее 15 вопросов по типу маломерного судна, указанному заявителем.
При аттестации на право управления парусно-моторным маломерным судном экзаменационные вопросы формируются по тематическим блокам "моторное судно" и "парусное судно".
При аттестации на право управления судном на воздушной подушке экзаменационные вопросы формируются по тематическому блоку "судно особой конструкции".
Каждый экзаменационный вопрос выбирается случайным образом автоматизированной системой (аппаратно-программным комплексом) из соответствующего тематического блока.
На каждый экзаменационный вопрос приводятся варианты ответов, один из которых правильный.
15. Если при ответе на экзаменационные вопросы в соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 13 настоящих Правил заявитель допустил одну ошибку, ему предоставляется возможность ответить на 3 дополнительных экзаменационных вопроса одного из тематических блоков, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил.
16. Проверка теоретических знаний заявителя предусматривает:
а) ответ на 35 экзаменационных вопросов - в срок, не превышающий 45 минут;
б) ответ на 25 - 30 экзаменационных вопросов - в срок, не превышающий 40 минут;
в) ответ на 15 экзаменационных вопросов - в срок, не превышающий 20 минут;
г) ответ на 10 экзаменационных вопросов - в срок, не превышающий 15 минут;
д) ответ на 3 дополнительных экзаменационных вопроса одного из тематических блоков, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил (в случаях, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил), - в срок, не превышающий 5 минут.
17. Проверка теоретических знаний проводится в присутствии должностного лица подразделения ГИМС МЧС России с использованием технических средств контроля и автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных вопросов.
18. Перечень экзаменационных вопросов и ответов на них размещается на официальном сайте МЧС России и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
19. При проведении проверки теоретических знаний автоматизированной системой (аппаратно-программным комплексом) должны осуществляться:
а) проведение в автоматизированном режиме проверки теоретических знаний на основе комплекта экзаменационных вопросов;
б) обработка результатов проверки теоретических знаний с выставлением заявителю итоговой оценки и их оформление без участия экзаменатора;
в) хронометраж времени проведения проверки теоретических знаний;
г) формирование и хранение результатов проверки теоретических знаний каждого заявителя;
д) защита от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению.
20. В помещении, предназначенном для проведения проверки теоретических знаний, используется система аудио- и видеорегистрации.
21. В помещении, предназначенном для проверки теоретических знаний, не допускается использование информационных материалов, литературы или технических средств, способствующих выбору заявителем правильных ответов.
Пособия, стенды, плакаты, которые могут быть использованы при проведении проверки теоретических знаний, закрываются для просмотра.
22. Проверка теоретических знаний считается пройденной, если заявитель получил итоговую оценку "зачтено". Проверка теоретических знаний считается непройденной, если заявитель получил итоговую оценку "не зачтено".
23. Итоговая оценка "зачтено" выставляется, если заявитель в отведенное время ответил правильно:
а) на 32 и более из 35 экзаменационных вопросов;
б) на 28 и более из 30 экзаменационных вопросов;
в) на 24 и более из 25 экзаменационных вопросов;
г) на все дополнительные экзаменационные вопросы одного из тематических блоков, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил (в случаях, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил).
24. В случае если заявитель при проведении проверки теоретических знаний пользовался информационными материалами, литературой, или техническими средствами, указанными в пункте 21 настоящих Правил, или подсказками других лиц и (или) не ответил правильно на экзаменационные вопросы в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил, выставляется итоговая оценка "не зачтено".
25. Заявитель, получивший итоговую оценку "не зачтено" по итогам проверки теоретических знаний, не допускается к проверке практических навыков.
26. Заявитель имеет право на повторное прохождение проверки теоретических знаний не более двух раз, после чего проведение аттестации прекращается.
Дата повторной проверки теоретических знаний назначается подразделением ГИМС МЧС России не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней со дня проведения проверки теоретических знаний.
27. Повторная проверка теоретических знаний может быть проведена позднее срока, установленного пунктом 26 настоящих Правил, при поступлении в подразделение ГИМС МЧС России заявления, составленного заявителем в произвольной форме, о переносе срока проведения повторной проверки теоретических знаний. Срок проведения повторной проверки теоретических знаний может быть перенесен подразделением ГИМС МЧС России не более 1 раза.
28. В случае неявки заявителя в назначенные день и время в подразделение ГИМС МЧС России для повторного прохождения проверки теоретических знаний проведение аттестации прекращается.
IV. Проведение проверки практических навыков
29. Проверка практических навыков проводится уполномоченным должностным лицом подразделения ГИМС МЧС России, имеющим удостоверение на право управления разрешенными типами (типом) маломерных судов и районами (районом) плавания, соответствующими указанным заявителем типам маломерных судов и в соответствующих районах плавания, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
30. Проверка практических навыков проводится с использованием средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.
Средства аудио- и видеорегистрации предназначаются для видеозаписи процесса проверки практических навыков заявителя, а также аудиозаписи заданий должностного лица подразделения ГИМС МЧС России.
31. Проведение проверки практических навыков осуществляется на маломерных судах, тип которых указан заявителем. Рекомендуемый образец тематики проверки практических навыков приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам (далее - Тематика проверки).
32. Проверка практических навыков считается пройденной, если заявитель получил итоговую оценку "зачтено".
Проверка практических навыков считается непройденной, если заявитель получил итоговую оценку "не зачтено".
33. При проверке навыков управления маломерным моторным судном, судном на воздушной подушке, судном особой конструкции ошибками являются:
а) заявитель не смог осуществить запуск двигателя;
б) заявитель не начал движение;
в) заявитель не осуществил отход от причала, подход к нему, не выполнил швартовые операции;
г) заявитель не изменил скоростной режим, включая остановку и набор скорости;
д) заявитель нарушил имеющиеся ограничения скорости;
е) заявитель не удержал судно на курсе, не выбрал оптимальный курс относительно волны, не изменил курс, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
ж) заявитель не выполнил движение задним ходом (применяется для типов маломерных судов, имеющих техническую возможность осуществлять движение задним ходом);
з) заявитель не осуществил расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
и) заявитель не распознал и не истолковал навигационные знаки по району плавания, указанному заявителем;
к) заявитель не выполнил соответствующие маневры, движение по створам;
л) заявитель не выполнил маневр "человек за бортом";
м) заявитель не осуществил постановку на якорь и съемку с якоря;
н) заявитель не осуществил подход к необорудованному берегу и (или) отход от него;
о) заявитель не учитывал особенностей управления судном, связанных с типами двигателей для аттестации типа судна, указанного заявителем, его скоростные и инерционные характеристики, а также дрейфа и течения, создающих угрозу навала при подходе к причалу и отходе от него;
п) заявитель не рассчитал курс, несвоевременно выполнял его корректуры, повлекшие отклонение направления движения мимо назначенного района (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
р) заявитель выбрал курс, приводящий к столкновению, при определении опасных целей визуально, с использованием установленных на судне компаса, радиолокатора (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
с) заявитель совершал действия, создающие угрозу обрыва якорной цепи или якорного каната, либо не обеспечивающие удержания судна в районе намеченной стоянки, при постановке на якорь или съемке с якоря (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
34. При проверке навыков управления маломерным парусным судном ошибками являются:
а) заявитель не начал движение;
б) заявитель не осуществил отход от причала, подход к нему, не выполнил швартовые операции;
в) заявитель не осуществил постановку основного и дополнительного парусного вооружения и (или) уборку парусов;
г) заявитель не изменил скоростной режим, включая остановку и набор скорости;
д) заявитель нарушил имеющиеся ограничения скорости;
е) заявитель не удержал судно на курсе, не выбрал оптимальный курс относительно волны, ветра, не изменил курс, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
ж) заявитель не выполнил повороты "оверштаг" и "фордевинд";
з) заявитель не осуществил расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
и) заявитель не распознал и не истолковал навигационные знаки по району плавания, указанному заявителем;
к) заявитель не выполнил соответствующие маневры, движение по створам;
л) заявитель не выполнил маневр "человек за бортом";
м) заявитель не осуществил постановку на якорь и съемку с якоря;
н) заявитель не учитывал особенностей управления судном, связанных с типом движителей для аттестации типа судна, указанного заявителем, его скоростные и инерционные характеристики, а также дрейфа и течения, создающих угрозу навала при подходе к причалу и отходе от него;
о) заявитель не рассчитал курс, несвоевременно выполнял его корректуры, повлекшие отклонение направления движения мимо назначенного района (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах й в территориальном море Российской Федерации);
п) заявитель выбрал курс, приводящий к столкновению, при определении опасных целей визуально, с использованием установленных на судне компаса, радиолокатора (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
р) заявитель совершал действия, создающие угрозу обрыва якорной цепи или якорного каната, либо не обеспечивающие удержания судна в районе намеченной стоянки, при постановке на якорь или съемке с якоря (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
35. При проверке навыков управления гидроциклом ошибками являются:
а) заявитель не смог осуществить запуск двигателя;
б) заявитель не начал движение;
в) заявитель не осуществил отход от причала, подход к нему, не выполнил швартовые операции;
г) заявитель не осуществил дифферентовку гидроцикла;
д) заявитель не изменил скоростной режим, включая остановку и набор скорости;
е) заявитель нарушил имеющиеся ограничения скорости;
ж) заявитель не удержал судно на курсе, не выбрал оптимальный курс относительно волны, не изменил курс, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
з) заявитель не выполнил движение задним ходом;
и) заявитель не осуществил расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
к) заявитель не распознал и не истолковал навигационные знаки по району плавания, указанному заявителем;
л) заявитель не выполнил соответствующие маневры, движение по створам;
м) заявитель выбрал курс, приводящий к столкновению, при определении опасных целей визуально (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
36. По результатам проверки навыков управления маломерным моторным судном, судном на воздушной подушке, судном особой конструкции итоговая оценка "зачтено" выставляется, если заявитель в отведенное время:
а) не совершил ошибок, предусмотренных пунктом 33 настоящих Правил;
б) допустил не более 3 ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "о" пункта 33 настоящих Правил.
37. Итоговая оценка "не зачтено" выставляется по результатам проверки навыков управления маломерным моторным судном, судном на воздушной подушке, судном особой конструкции, если заявитель в отведенное время:
а) допустил 4 и более ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "о" пункта 33 настоящих Правил;
б) допустил хотя бы одну ошибку, предусмотренную подпунктами "п" - "с" пункта 33 настоящих Правил.
38. По результатам проверки навыков управления маломерным парусным судном итоговая оценка "зачтено" выставляется, если заявитель в отведенное время:
а) не совершил ошибок, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;
б) допустил не более 3 ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "н" пункта 34 настоящих Правил.
39. Итоговая оценка "не зачтено" выставляется по результатам проверки навыков управления маломерным парусным судном, если заявитель в отведенное время:
допустил 4 и более ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "н" пункта 34 настоящих Правил;
допустил хотя бы одну ошибку, предусмотренную подпунктами "о" - "р" пункта 34 настоящих Правил.
40. По результатам проверки навыков управления гидроциклом итоговая оценка "зачтено" выставляется, если заявитель в отведенное время:
а) не совершил ошибок, предусмотренных пунктом 35 настоящих Правил;
б) допустил не более 2 ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "л" пункта 35 настоящих Правил.
41. Итоговая оценка "не зачтено" выставляется по результатам проверки навыков управления гидроциклом, если заявитель в отведенное время:
а) допустил 3 и более ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "л" пункта 35 настоящих Правил;
б) допустил ошибку, предусмотренную подпунктом "м" пункта 35 настоящих Правил.
42. По результатам проверки навыков управления маломерным парусно-моторным судном итоговая оценка "зачтено" выставляется, если заявитель в отведенное время:
а) не совершил ошибок, предусмотренных пунктами 33, 34 настоящих Правил;
б) допустил не более 3 ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "о" пункта 33 настоящих Правил;
в) допустил не более 3 ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "н" пункта 34 настоящих Правил.
43. Итоговая оценка "не зачтено" выставляется по результатам проверки навыков управления маломерным парусно-моторным судном, если заявитель в отведенное время:
а) допустил 4 и более ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "о" пункта 33 настоящих Правил;
б) допустил 4 и более ошибок, предусмотренных подпунктами "а" - "н" пункта 34 настоящих Правил;
в) допустил хотя бы одну ошибку, предусмотренную подпунктами "п" - "с" пункта 33 настоящих Правил;
г) допустил хотя бы одну ошибку, предусмотренную подпунктами "о" - "р" пункта 34 настоящих Правил.
44. При получении оценки "не зачтено" проверка практических навыков прекращается и заявителю разъясняется суть допущенных им ошибок.
45. Заявитель, получивший итоговую оценку "не зачтено" при проверке практических навыков, имеет право на повторное прохождение проверки практических навыков не более двух раз, после чего проведение аттестации прекращается.
Дата повторной проверки практических навыков назначается подразделением ГИМС МЧС России не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней со дня проведения проверки практических навыков.
46. Повторная проверка практических навыков может быть проведена позднее срока, установленного пунктом 45 настоящих Правил, при поступлении в подразделение ГИМС МЧС России заявления, составленного заявителем в произвольной форме, о переносе срока проведения повторной проверки практических навыков. Срок проведения повторной проверки практических навыков может быть перенесен подразделением ГИМС МЧС России не более 1 раза.
В случае неявки заявителя в назначенные день и время в подразделение ГИМС МЧС России для повторного прохождения проверки практических навыков проведение аттестации прекращается.
V. Выдача удостоверений
47. Итоговое решение о предоставлении заявителю права управления маломерными судами принимается уполномоченным должностным лицом подразделения ГИМС МЧС России по результатам проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя.
48. Заявителю, которому по результатам проведения аттестации предоставлено право управления маломерным судном, выдается (направляется) удостоверение в электронном виде. Форма удостоверения приведена в приложении N 3 к настоящим Правилам.
Приложение N 1
к Правилам аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
Рекомендуемый образец
Тематика проверки теоретических знаний
1. Тематика проверки теоретических знаний по вопросам управления маломерным судном определенного типа (типов):
1) основы теории судна; элементы конструкции маломерных судов, состояние которых влияет на безопасность плавания; уход за судовым двигателем (парусами); судовые спасательные средства и правила их использования; предотвращение пожаров и борьба с пожарами; обеспечение непотопляемости;
2) учет воздействия ветра и течения; теория управления судном при выполнении расхождения, включая плавание на встречных курсах и при выполнении обгона; теоретические основы постановки на якорь и проведения швартовки в различных условиях; факторы, способствующие возникновению происшествий при управлении маломерным судном; меры предотвращения посадки судна на мель;
3) действия при выходе двигателя из строя, при столкновении, при посадке на мель, при обнаружении возгорания и при пожаре, при поступлении забортной воды;
4) методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в различных ситуациях на судне и водных объектах;
5) предотвращение загрязнения окружающей среды на водных объектах.
2. Тематика проверки теоретических знаний по правилам плавания и организации судоходства в определенном районе (районах):
1) международные (только для внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации) акты и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие безопасность мореплавания (судоходства); правила плавания маломерных судов, включая правила плавания в портах и вопросы административной ответственности за нарушение правил плавания, эксплуатации маломерных судов и управления ими;
2) правила шлюзования (только для внутренних водных путей Российской Федерации);
3) основы навигации и связи в районе плавания;
4) основы метеорологии района плавания.
Приложение N 2
к Правилам аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
Рекомендуемый образец
Тематика проверки практических навыков
1. Навыки управления маломерным моторным судном, судном на воздушной подушке, судном особой конструкции, подлежащие проверке:
а) начало движения;
б) отход от причала, подход к нему, выполнение швартовых операций;
в) изменение скоростного режима движения, включая остановку и набор скорости;
г) удержание судна на курсе, выбор оптимального курса относительно волны, изменение курса, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
д) движение задним ходом (для моторных судов, для судов на воздушной подушке, судов особой конструкции - при наличии технической возможности);
е) расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценка опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
ж) распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
з) маневр "человек за бортом" с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
и) постановка на якорь и съемка с якоря;
к) подход к необорудованному берегу и отход от него;
л) особенности управления, связанные с типами двигателей заявленного для аттестации типа судна, его скоростные и инерционные характеристики, а также дрейф и течение, создающие угрозу навала при подходе к причалу и отходе от него;
м) расчет курса, своевременное выполнение его корректуры, направление движения в назначенном районе (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
н) выбор курса, не приводящего к столкновению, при определении опасных целей визуально, с использованием установленных на судне компаса, радиолокатора (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
о) обеспечение удержания судна в районе намеченной стоянки, при постановке на якорь или съемке с якоря, исключающего угрозу обрыва якорной цепи или якорного каната (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
2. Навыки управления маломерным парусным судном, подлежащие проверке:
а) начало движения;
б) отход от причала, подход к нему;
в) постановка основного и дополнительного парусного вооружения и уборка парусов;
г) удержание судна на различных курсах относительно ветра, смена галсов;
д) выбор оптимального курса относительно волны, ветра;
е) изменение скоростного режима, включая остановку и набор скорости, соблюдение ограничений скорости;
ж) повороты "оверштаг" и "фордевинд";
з) изменение курса, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
и) расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценка опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
к) распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
л) маневр "человек за бортом" с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
м) постановка на якорь и съемка с якоря;
н) расчет курса, своевременное выполнение его корректуры, направление движения в назначенном районе (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
о) выбор курса, не приводящего к столкновению, при определении опасных целей визуально, с использованием установленных на судне компаса, радиолокатора (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
п) обеспечение удержания судна в районе намеченной стоянки, при постановке на якорь или съемке с якоря, исключающего угрозу обрыва якорной цепи или якорного каната (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
3. Навыки управления гидроциклом, подлежащие проверке:
а) запуск двигателя;
б) начало движения;
в) посадка на гидроцикл и отход на нем от причала;
д) дифферентовка гидроцикла;
е) прямолинейное движение на различных скоростях;
ж) изменение скоростного режима, включая остановку и набор скорости, соблюдение ограничений скорости;
з) изменение курса, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
и) повороты и маневры на различных скоростях;
к) движение задним ходом;
л) расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценка опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
м) распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
н) подход к причалу и швартовка гидроцикла;
о) выбор курса, не приводящего к столкновению, при определении опасных целей визуально, с использованием установленных на судне компаса, радиолокатора (при проверке практических навыков для плавания во внутренних водных путях Российской Федерации, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
4. Навыки управления парусно-моторным судном, подлежащие проверке, включают навыки управления, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей Тематики.
Приложение N 3
к Правилам аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
Форма